Отметки приходят в гости

 

          

   Многое изменилось за последние десятилетия в системе преподавания: учителя получили богатый выбор образовательных программ, прочно вошли в школьную практику компьютерные технологии. Осталась неизменной только система оценивания работы ученика — те же двойки, тройки и пятерки с четверками вызывают слезы и радость у наших детей. Новым оказалось лишь то, что сегодня отметки «приходят в гости» к ребятам только со второго класса, когда период адаптации к школе и классному коллективу уже завершен. Тем не менее, поскольку ведущей и наиболее значимой из всех видов деятельности для ученика 2-го класса является именно учебная, становится понятным, насколько важна для формирования самооценки ребенка школьная отметка. Обычно дети плохо различают отметку за выполнение конкретной работы и оценку самого себя. Совершенно понятно, что полученная пятерка трансформируется ребенком в представление: «я очень хороший», а двойка становится символом неудачи и неверия в собственные силы. Отметка всегда эмоционально окрашена для ребенка, а уж пятерка и двойка вызывают сильную реакцию не только у детей, но и у мам и пап, бабушек и дедушек. Для многих из них вопрос успешности весьма важен. Встречая малыша из школы вопросом: «Ну как? Что ты сегодня получил?» — родители порой не задумываются, насколько чувствительны дети к ожиданиям взрослых. Ребенок может думать: «Я нехороший, потому что плохо читаю». Такая тенденция может закрепиться, если родителей огорчают его неудачи. На этапе введения отметок становится очевидным, что ожидания родителей входят в противоречие с возможностями ребенка.

   Понимая, что на педагогах лежит высокая ответственность за формирование уверенного в себе, успешного и высокореализованного человека, социальный педагог школы разработала профилактическую программу по снижению негативного влияния оценки на ученика. В психологической программе «Отметки приходят в гости» ошибке отведена особая роль. Одним из ключевых моментов программы является отношение к ошибке как к неотъемлемому факту при освоении новых операций и навыков. Ошибка — не повод для огорчения, она дает опыт, побуждает к самоизменению. Программа предполагает несколько этапов. Один из них — серия групповых занятий для второклассников «Отметки приходят в гости». Следующим этапом является индивидуальная работа с теми детьми, для которых высокая тревожность, страх ошибки и низких оценок стали настоящей проблемой. Для достижения профилактических целей на занятиях используются совершенно разные методы — арт-терапия, сказкотерапия, элементы психодрамы и специально организованные дискуссии. Особый интерес вызывают у ребят авторские сказки, которые ведущий читает и обсуждает вместе с ребятами.

Целью профилактических занятий является выработка реалистичного отношения к любой, даже негативной отметке. Кроме того, на занятиях ребята учатся анализировать, что помешало им сделать свою работу более качественно. Для кого-то это неумение планировать свое время или сосредоточиться, кто-то имеет пробел в знаниях и не может обратиться за помощью.

В четверг, 9 февраля 2012 года, после уроков прошло первое занятие по данной программе. Занятие провели социальный  педагог Поркина Е.В.и старший вожатый Столярова О.Н.., которая играла роль «Пятерки».  Ученики 2 класса рассказали о том, что «пятерка» самая красивая оценка в дневнике и за неё хвалят родители. После таких слов гостья загордилась, стала важной,  гордой и высокомерной. Далее ученики  объединились в три группы и ответили на следующие вопросы

• Можно ли гордиться своими пятёрками?

• Если у тебя много пятерок, означает ли это, что ты приобретешь друзей?

• Если у тебя нет пятерок, означает ли это, что ты потеряешь друзей?

Затем с детьми обсуждались результаты их совместной деятельности. Особый интерес вызвала у ребят  сказка о лесной школе, где Лисёнок получил пятерку и зазнался.  Ребята сами пришли к выводу: «Пятёрка не делает человека лучше, что пятерка является оценкой  конкретной работы, а не оценкой человека. Если мы получили хорошую оценку — это не значит, что мы стали лучше. Это значит, что мы выполнили задание на «5». А лучше мы становимся тогда, когда учимся дружить, помогать людям, когда  добры и справедливы». Благодаря ребятам «Пятерка» исправилась: «Я поняла, что быть зазнайкой и хвастунишкой- это плохо». В конце занятия ученики рисовали свои красивые пятёрки и положили их в дневники.

  Программа «Отметки приходят в гости» является лишь частью работы, которая проводится в начальной школе для того, чтобы каждый ребенок чувствовал себя успешным.